Искусство древнехристианское

Искусство древнехристианское
– проявилось, гл. обр., в архитектуре, в живописи и в мозаиках. Первые христиане для совершения богослужений и молитвы собирались в частных домах; когда начались гонения, они собирались в катакомбах. Затем, еще до Константина, христ., когда утихали гонения, строили места для своих собраний над катакомбами. В III ст. в Риме таких прототипов церквей насчитывалось около 40. После Константина над катакомбами и гробницами мучеников начали строить церкви, имеющие вид римских базилик, причем христиане остановились на этой форме здания для храма потому, что она не напоминает христианам о поклонении языческим богам. Затем, простота строения говорила о скромности первых христиан и не требовала с их стороны больших материальных затрат. В некоторых местностях римские базилики после некоторых изменений были превращены в христианские храмы. В своем плане христианская базилика представляет продолговатый четырехугольник (прямоугольник), который в длину в два раза больше, чем в ширину. Внутреннее пространство базилики разделяется в длину двумя или четырьмя рядами колонн на три или пять продолговатых частей, которые называются нефами. На восточной стороне прямоугольника, по числу нефов, устроено соответствующее количество (три или пять) алтарных полукружий (апсида). Если церковь небольшая, след., не разделяется на нефы, то у ней одно алтарное полукружие. В противоположной алтарным полукружиям части базилики помещается притвор (нарксис) и портик, составленный из колонн. Средний неф шире и выше боковых, и между колоннами его, в стенах, над кровлей боковых нефов, помещаются окна, которые освещают базилику. Хотя христианские базилики произошли из общественных римских базилик, предназначенных для торговых и судебных отправлений, но они по своей художественной простоте и благородству стиля как нельзя лучше подошли по назначению для христианских церквей. Перед христ. базиликой обыкновенно находился колодезь или фонтан с надписью, предлагавшей верующему перед вступлением в храм омыть себе не только лицо и руки, но и душу. При входе в базилику было отделено в ширину храма место для оглашенных. В боковых нефах стояли в правом – мужчины и в левом – женщины. В среднем нефе, который был шире остальных, было отгорожено место для низшего духовенства и певчих. В этом же месте находились две кафедры: одна для чтения евангелий, другая для чтения посланий и произнесения проповедей. Высшее духовенство занимало конец центрального нефа, который имел возвышение и был отгорожен, как в римских судебных базиликах. В средине алтарного полукружия стояло кресло епископа; по бокам его – седалища для священников, а дьяконы стояли направо и налево при входе в алтарное полукружие, перед которым возвышался алтарь с дарохранительницей, под балдахином на четырех колонках. В последующее время, с утверждением христианства, базиличный тип храма долго сохраняется на Западе (до XI века). На Востоке же он был скоро вытеснен центрическими храмами (см. Зодчество христианское), так как уже с IV века здесь проявляется развитие художественного творчества, и древние архитектурные формы оказываются неудовлетворительными. Создается так называемый византийский стиль архитектуры. Катакомбы, которые служили собраниями для первых христиан, сохранили в себе и образцы христианской живописи. При своем появлении христианская живопись носит исключительно символический характер, что соответствовало той стороне христианства, где имеют место притчи, сравнения. Но еще большим основанием для символизма в живописи являлась необходимость скрывать от язычников сущность новой веры и не обнаруживать себя христианами. Из художественных символов особенно распространенными у первых христиан были: пальма, как символ мученичества или торжества над земными искушениями, голубь, как символ невинности и чистоты, а с оливковой веткой в клюве – мира; якорь – надежды, причем верхняя часть его часто имела форму креста, что говорило о христианской надежде. Корабль являлся символом церкви, собрания верующих, так что здесь жизнь сравнивалась с морем, в котором гибнет пловец, если он не находится на корабле. Агнец напоминает Спасителя. Фигуры рыбы символизировали Христа, так как по-гречески рыба – ιχθυς; если же расставить отдельно буквы этого слова – Ι. Χ. Θ. Υ. Σ., то получится "И. X. С. Б. С. – Иисус Христос Сын Божий Спаситель". Крест в иконографии появляется лишь в конце IV ст. Это объясняется тем, что у римлян крест являлся орудием казни для самых низких преступников, и хотя у христиан крест являлся уже символом искупления, но они долгое время не решались его изображать. С V в. крест чаще встречается в христианских памятниках, а с VI века появляются изображения и распятия. Из Ветхого и Нового Заветов первые христиане берут для живописи те события, которые имеют для них символическое значение. Так, первые христиане любили изображать Даниила посреди львов, с воздетыми вверх руками, что символизировало мученическую смерть первых христиан на арене; жертвоприношение Исаака Авраамом было символом покорности воле Божией во время гонений; воскрешение Лазаря говорило о вере первых христиан в восстание из мертвых. Любимым мотивом первохристианской живописи было также изображение трех отроков в раскаленной печи, отказавшихся подчиниться приказанию Навуходносора – поклониться истукану, так как и первые христиане, подобно этим отрокам, подвергались казням за отказ поклониться ложным богам. Зато чисто исторические сцены, напоминающие какое-либо событие из жизни Спасителя, без отношения к духовному настроению первых христиан и к тем гонениям, которым они подвергались, очень немногочисленны. Мало того, древнехристианская живопись катакомб не сохранила сцен из жизни христиан: история их мученичества и характер ее настолько символичен, что даже и исторические сюжеты в ней имеют значение преимущественно символическое. Лик Христа не был известен, по-видимому, первым христианам, потому что первые четыре века христианские художники придавали Его лику различные, часто противоположные, черты. Лишь к V в. вполне складывается определенный облик Спасителя, и художники в это время придают Его лику черты восточного типа. Точно так же древние христиане не имели образа Божией Матери. Ее тип не складывается в определенные формы и в дальнейшее время, так что художники обыкновенно изображали Ее с лицом женщины их нации. Из апостолов только Петр и Павел имеют настолько определенные типы, что их изображения дошли до нас в том же виде, в каком их изображали и первые христиане. По-видимому, эти изображения имели портретное сходство с этими апостолами. Изображения остальных апостолов, не исключая и евангелистов, лишены определенности, соответственно характеризующей индивидуальные особенности каждого лица. Лишь ап. Иоанн неизменно изображается красивым юношей. Бог-Отец в древнехристианской живописи изображается, правда, очень редко, или в образе пожилого мужчины, или же в виде лишь руки, исходящей из облаков. В конце IV и V вв. появляются совместные изображения трех Лиц Пресв. Троицы в виде старцев. Ангелы, как дополнение картин на религиозные темы, являются в живописи в IV ст. Их изображают художники красивыми юношами. В христианских катакомбах найдено также на потолках комнат и на стенах между гробницами большое количество фресок, относящихся преимущественно к концу I и началу II столетий. Среди гирлянд зелени и плодов, масок, завитков, крылатых нагих малюток-гениев (подобно римской стенной живописи) в квадратиках, сделанных красными и синими линиями, изображены фигуры, напр., "Добрый Пастырь и молящаяся женщина". Эти образы повторяются на одном и том же потолке несколько раз, так как христианская живопись не ввела в то время для изображения других фигур. Иногда же на стенах замечается только декоративная живопись. Число памятников живописи в катакомбах с каждым столетием возрастает. Наибольшее количество фресок относится к III в., затем число фресок уменьшается. В конце IV в. живопись в катакомбах почти совершенно исчезает. Можно было бы думать, что на сюжетах и на тоне исполнения фресок отразится история образования древнехристианской общины и те гонения, которым подвергались первые христиане. В действительности же фрески не имели никакого отношения к жизни первых христиан и являлись чисто декоративной, классической живописью, унаследованной христианами-художниками от фресок гробниц римлян язычников. Как эти последние, так и фрески христианских катакомб носят веселый, отчасти игривый характер. Памятники древнехристианской живописи катакомб кроме Рима найдены в Неаполе и в других местностях Италии, а также и на греческом Востоке. Что касается скульптуры, то первые христиане избегали ее, так как она заставляла вспоминать о статуях императоров и об языческих идолах, перед которыми их заставляли преклоняться. Поэтому скульптурное творчество первых христиан почти не выразилось в лепке отдельных фигур, а проявилось преимущественно в барельефах, которые высекались из внешних сторон саркофагов. Сюжеты сих барельефов мало отличаются от тем катакомбных фресок. Они лишь разнообразней последних. Самые ранние христианские саркофаги с барельефами относятся к концу II и началу III вв. Значительное число их, кроме Рима, найдено в городах Южной Франции и Сев. Испании; все они относятся ко времени прекращения гонений. Такие же гробницы первых христиан найдены в некоторых городах Италии и Востока. С утверждением христианства и прекращением гонений, с прекращением живописи в катакомбах и постройкой базилик, получает развитие в христианской церкви своеобразный род живописи, называемый мозаикой и тоже заимствованный у язычников. Для мозаик употреблялись цветные и позолоченные стеклянные кубики. Поверх позолоты или краски часто наводился еще слой стекла. На стену накладывалась особого рода известка или мастика, и кубики мозаики вставлялись в нее. Затем мастика засыхала и прочно соединяла между собой кубики, краски которых так были подобраны, что их сочетание давало известное изображение. Понятно, что в первые века христианства, когда оно подвергалось гонениям, а собрания происходили в темных катакомбах, мозаика, требующая прежде всего света, а затем долгого кропотливого труда, не могла иметь применения. Но когда христианская религия становится господствующей, мозаика получает широкое применение. В мозаичных изображениях Христос изображен на троне, украшенном драгоценными каменьями, в богатом облачении. Другое изображение Спасителя помещалось всегда в средине алтарного полукружия. Спаситель изображался шествующим в облаках, задрапированным в паллиум, с поднятой десницей и со свитком пергамента в шуйце. Выражение лица Его серьезное и печальное; большие черные глаза строго обращены к входящим в церковь. Мозаики обыкновенно покрывают так наз. триумфальную арку базилики, находящуюся перед алтарным полукружием (апсидой). Здесь в большинстве случаев изображалось Благовещение, причем Богоматерь и архангел Гавриил разделялись аркой. Фон мозаик – золотой или темно-синий, цвет неба. Для выполнения мозаик от художника требовалось много уменья и большое воображение. Кроме Рима, замечательные мозаики, относящиеся к V в., сохранились в Равенне. Этот город в ту эпоху находился в области искусства в полной зависимости от Византии, откуда следует, что мозаика в первые века торжества христианства процветала и в Константинополе. Но от византийских мозаик в самом Константинополе ко времени Юстиниана, когда именно в Равенне мозаика достигла высокой степени совершенства, почти ничего не осталось.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. . 1913.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Искусство древнехристианское" в других словарях:

  • Древнехристианское искусство — Содержание статьи: архитектура, живопись, скульптура, мозаика. 1) Архитектура. Первые христиане, до торжества церкви, собирались в катакомбах (см.); напр., в катакомбе св. Агнии близ Рима были открыты группы небольших квадратных комнат усыпальниц …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Немецкое искусство — На долю германского народа выпала великая и своеобразная задача применить, при содействии романских племен, составные элементы античного искусства к вновь народившимся идеям. В ту пору, когда на арену исторической жизни выступили германская… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Немецкое искусство* — На долю германского народа выпала великая и своеобразная задача применить, при содействии романских племен, составные элементы античного искусства к вновь народившимся идеям. В ту пору, когда на арену исторической жизни выступили германская… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Христианское искусство — см. Древнехристианское искусство …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Базилика — – см. Искусство древнехристианское …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Архитектура — Слово архитектура по своей форме латинское (architectura), хотя и происходит от греческих корней αρχι и τεκτονική, что значит высшее плотничное или строительное искусство. В этом смысле слову архитектура придавали очень обширное значение; так,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Покровский, Николай Васильевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Покровский. Николай Васильевич Покровский Дата рождения: 20 октября 1848(1848 10 20) Дата смерти: 8 марта 1917(1917 03 0 …   Википедия

  • ШМИТ (Шмидт), Федор (Феодор) Иванович — (1877 1937)   Искусствовед, археолог; занимался, в частности, историей архитектуры христ. и мусульм. Востока, вел раскопки в Крыму. Род. в СПб., в дворянской семье. Ок. немецкую классич. гимназию Катерин шуле (1886 94), ИФФ СПбУ (1895 99);… …   Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период

  • Филимонов Георгий Дмитриевич — Филимонов (Георгий Дмитриевич) известный русский археолог и историк искусства, происходил из полтавской помещичьей семьи, родился в 1828 г., учился в Московском университете по историко филологическому отделению. В 1849 г. издал свою первую… …   Биографический словарь

  • Филимонов, Георгий Дмитриевич — известный русский археолог и историк искусства, происходил из полтавской помещичьей семьи, род. в 1828 г., учился в Московском университете по историко филологическому отделению. В 1849 г. издал свою первую археологическую работу, "Описание… …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»